Камила Фазлыева. Цифровая ипотека: сервисы, приложения, платформы

18.02.2021
Из выступления на Международном жилищном конгрессе, на Конференции: «Цифровая ипотека: сервисы, приложения, платформы»
Особенности электронной регистрации ипотечных сделок. Программные продукты и их развитие в условиях пандемии:

Наша компания с 2005 года занималась ипотечными сделками, одними из первых соединив услугу ипотечного брокериджа и риэлторских услуг. В 2015 мы начали развивать электронное взаимодействие с Росреестром. Многие задавали вопрос о том, какая связь между этими продуктами, хотя было достаточно заглянуть за поворот истории и увидеть перспективы будущего рынка. Ждать долго не пришлось, в 2016 г. успешно стартовала «электронная регистрация» Сбербанка, а сегодня это стабильно работающая жилищная экосистема, помогающая в работе риэлторам, застройщикам и что самое главное, конечным потребителям - клиентам.

Сегодня банки выходят за рамки классических бизнес-моделей, создавая экосистемы и предоставляя дополнительные, нефинансовые продукты. Сегодня практически ни один банк не остался в стороне от создания принципиально новых подходов к обслуживанию клиентов, увеличению скорости обслуживания и предоставлению новых сервисов.

Вчерашние заоблачные представления о бесшовной сделке и онлайн покупки квартиры «сидя на диване», сегодня стали реальностью. Да, они еще не массовые, если мы говорим в масштабах страны, учитывая объем операций на рынке жилья. Но в целом путь намечен, освоен передовыми компаниями и, главное, произошел ментальный сдвиг в представлениях о том, каким должен стать рынок операций с недвижимостью в обозримом будущем.

Такое на первый взгляд, негативное явление как пандемия, послужила импульсом к развитию цифровизации. 2020 г стал опорным в переходе отрасли в цифру. За год 32% заявлений в ведомство подано в электронном виде, это на треть больше 2019 г.
Регионами-лидерами электронного взаимодействия с Росреестром в истекшем году стали Московская область и Москва, Краснодарский край, Воронежская область и Красноярский край. Также в десятке Республика Башкортостан, Свердловская область, Санкт-Петербург с Ленинградской областью.

При этом отмечу, что для многих региональных игроков – застройщиков, переход дался значительно легче, чем у федеральных. Так у нас есть абоненты – застройщики, 100% заявлений подают в Росреестр электронно. Именно они в апреле 2020 первыми откликнулись на предложение перевести сделки полностью в электронный вид. Включая, ипотеку. Идентификацию заявителей осуществлял курьер Удостоверяющего центра, либо банка, а кредитный договор подкреплялся к ДДУ, как неотъемлемая часть, и 2/3 Росреестров принимали такую форму поданных документов, и это позволило не останавливать продажи на первичном рынке жилья на период самоизоляции.

Теперь посмотрим на вторичный рынок. Здесь ситуация обстоит сложнее. Мы упираемся в электронную закладную. Процесс ее внедрения идет не просто. Электронные закладные, это как модно говорить «точки роста» прежде всего самого государственного ведомства, так и банковского сообщества. О бурном росте электронных сделок мы сможем говорить именно с началом полноценного функционирования электронных закладных в России.

При этом можно уверенно говорить о существенных подвижках за эти годы, в части электронного взаимодействия с Росреестром, ускорении и упрощении работы. Снизилось количество задержек гос регистрации по вине ГИС ГМП (это прохождение государственной пошлины) и полноценному переходу к электронному документообороту с участниками рынка территориальными Росреестрами.

Сегодня на рынке представлено более 10 сервисов электронного взаимодействия с Росреестром: Технокад, Каднет (СКБ Техно), SmartDeal, Контур.Реестро, СофтРегистр, ТатРег, Сделка.РФ, Элер, Базис и другие, в том числе банковские платформы. В условиях пандемии некоторые из них предложили уже более широкий сервис, чем только электронная регистрация. Это и возможность электронного открытия аккредитива и эскроу-счетов, получение одобрения по ипотечным продуктам и подписание кредитных договоров, и как завершающий этап – переход к бесшовной автоматизации основных этапов сделки.

Сфера электронного взаимодействия на рынке недвижимости – самая динамично развивающаяся отрасль. Популярность электронных сервисов Росреестра растёт. И, несмотря на видимую бездушность цифры, она наиболее полно отвечает запросу потребителя – экономии времени и ресурсов.

Автор текста: Камила Фазлыева

Количество просмотров - 704


В этом разделе мы публикуем все новости и полезности и храним архивы новостей и статей с 2008 года
Компания
Новости
Франчайзинг
Ипотека
Реклама
Обучение и услуги портала